Почитал Проппа, "Исторические корни волшебной сказки". Настоятельно рекомендую всем.
Да, знаю, она известна, и не читал ещё только самый ленивый, но я как раз из таких, так что мало ли...
Вкратце: там разбирается и доказывается происхождение сказки от мифа (что очевидно) и в свою очередь от ритуала инициации и культа предков. Путешествие героя в "тридевятое царство" - это переход в мир мёртвых; змей/кощей/другой явный антагонист - хтоническая сила, которая когда-то мыслилась благой и связанной с героем, но позже переосмыслена; волшебная сила/помощник/предмет, получаемый героем - то, ради чего и проводился обряд. Не то, чтобы я всего этого не знал, но всё равно интересно, когда всё вместе, подробно и с примерами.
Зато вот, помню, спорили как-то о русских сказках, почему Емеле достаются всякие ништяки и полцарства, если он просто лентяй, которому случайно повезло. Я тогда говорил, что в образе Емели важны другие положительные качества и мораль там более тонкая - так вот, был неправ, беру свои слова назад. Емеля побеждает именно потому что он герой, буквально. Герой сказки - человек, проходящий инициацию, то есть любой ребёнок, который пока не обладает никаким даром. Чтобы стать полноправным членом племени, он обязан пройти испытание, в ходе которого получит волшебную силу, в данном случае щуку. Сопутствующие ништяки домыслены позже, чтобы объяснить, для чего это всё нужно, почему быть героем хорошо)
Т.о. Емеля не должен обладать никакими особыми качествами, фактически он ещё даже не человек, а только "заготовка" для человека. Героем он становится в процессе, и при этом остаётся пассивным, ничего не делает и не решает, за него действует сила духов/тотема/предков, а ритуал идёт своим чередом. То же самое, будь он царевичем: сказочного царевича посылают в путь, снаряжают в дорогу, подсказывают способ решить задачу/победить врага, а сам он только ходит туда-сюда и принимает всё это как должное.
Да, знаю, она известна, и не читал ещё только самый ленивый, но я как раз из таких, так что мало ли...
Вкратце: там разбирается и доказывается происхождение сказки от мифа (что очевидно) и в свою очередь от ритуала инициации и культа предков. Путешествие героя в "тридевятое царство" - это переход в мир мёртвых; змей/кощей/другой явный антагонист - хтоническая сила, которая когда-то мыслилась благой и связанной с героем, но позже переосмыслена; волшебная сила/помощник/предмет, получаемый героем - то, ради чего и проводился обряд. Не то, чтобы я всего этого не знал, но всё равно интересно, когда всё вместе, подробно и с примерами.
Зато вот, помню, спорили как-то о русских сказках, почему Емеле достаются всякие ништяки и полцарства, если он просто лентяй, которому случайно повезло. Я тогда говорил, что в образе Емели важны другие положительные качества и мораль там более тонкая - так вот, был неправ, беру свои слова назад. Емеля побеждает именно потому что он герой, буквально. Герой сказки - человек, проходящий инициацию, то есть любой ребёнок, который пока не обладает никаким даром. Чтобы стать полноправным членом племени, он обязан пройти испытание, в ходе которого получит волшебную силу, в данном случае щуку. Сопутствующие ништяки домыслены позже, чтобы объяснить, для чего это всё нужно, почему быть героем хорошо)
Т.о. Емеля не должен обладать никакими особыми качествами, фактически он ещё даже не человек, а только "заготовка" для человека. Героем он становится в процессе, и при этом остаётся пассивным, ничего не делает и не решает, за него действует сила духов/тотема/предков, а ритуал идёт своим чередом. То же самое, будь он царевичем: сказочного царевича посылают в путь, снаряжают в дорогу, подсказывают способ решить задачу/победить врага, а сам он только ходит туда-сюда и принимает всё это как должное.